Всё о беременности

Домашние роды: за и против. Оnline конференция РИА-Новости от 17/10/2006. Часть II

Домашние роды: за и против. Оnline конференция РИА-Новости от 17/10/2006. Часть I

6. Ирина, СПб: По вине домашней акушерки мой ребёнок тяжёлый инвалид. У меня есть свидетели — медики и милиция, хотя заявлять в тот момент мы не стали, к сожалению. Могу я рассчитывать хотя бы на возмещение морального ущерба, не говоря уже о пожизненных алиментах моему ребёнку от этой акушерки?

Ирина Петрова: Действительно, возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении проф. обязанностей, регулируется ст. 108, 119 УК. Если на момент причинения вреда данный вид не был возмещен, у этого обращения нет исковой давности. По поводу компенсации морального ущерба действует другое правило — ст. 208 ГК, где определяется особая исковая давность для исков по поводу компенсации морального вреда, и указывается время, в течение которого с таким иском пациент либо его законный представитель может обратиться в суд. Процедурные вопросы представлены также в ст. 1100 и 1101 ГК, где указывается основание компенсации морального вреда и критерии определения его размера.

7. Елена, Москва: Существует ли статистика детской и материнской смертности или инвалидности при домашних родах? Ведь при неблагополучных родах дома легко утаить сам факт, что беременность и роды были. А ребенка закопать «в огороде»…

Ирина Петрова: Я российской статистикой не владею, наверное, ее просто нет.

Вероника Маслова: Мне известна статистика в Америке, где смертность и инвалидность в домашних родах не отличается от таковой при больничной. А количество медицинских вмешательств, которые могут вести к долговременным последствиям, гораздо меньше в родах на дому или в родильных центрах. Очень жаль, что в настоящее время собрать статистику в нашей стране невозможно. Думаю, если бы она была трагической, то очень скоро не нашлось бы желающих рожать дома.

8. Мария, Москва: Приходилось ли Вам сталкиваться с тяжелыми последствиями домашних родов?

Ираида Сидорова: Конечно, и нередко. Привозят в роддом после домашних родов с тяжелыми осложнениями. Это прежде всего разрывы родовых путей, инфицирование матки (эндомиометрит) после кровотечения или с кровотечением. У ребенка нередко — последствия перенесенной асфиксии. Мотивация домашних родов — либо незнание, либо заблуждение после собеседования с частными лицами или частными структурами, либо это могут быть быстрые или стремительные роды, когда женщина не успевает доехать до родильного дома.

9. Анна, Москва: Как известно, оппозиция официальной медицине с домашними родами только начинается: далее следует отказ от прививок, отказ от посещения поликлиник, лечение только гомеопатическими средствами и прочее. Психологически домашние роды — только верхушка айсберга, один из вариантов современного диссидентства. Мыслите ли вы себя агитатором за асоциальный образ жизни?

Вероника Маслова: Для меня то, что родители выбирают домашние роды, не является однозначным признаком диссидентства. Если мы посмотрим на социальный срез людей, принимающих решение рожать дома, то среди них окажутся люди от министров, известных бизнесменов и актеров, до людей, действительно склонных к отказу от участия в социальной жизни.

Давайте будем говорить не о домашних родах, а о родах в физиологических условиях. Важно, чтобы во время родов женщина чувствовала себя в безопасности, и эти условия могут быть как дома, так и в больнице. Давайте будем говорить о том, что каждый имеет право выбрать место, где рожать, делать или не делать прививки, к какому врачу обращаться. В современных условиях мы можем найти достаточно информации, можем проконсультироваться, чтобы сделать правильный выбор. Выбора единственно правильного для всех не существует. Я считаю себя агитатором за полную гражданскую и социальную ответственность каждого человека.

Ираида Сидорова: Пропагандировать домашние роды может только неспециалист. Человек, который не видел, как можно погубить здорового новорожденного и молодую мать. Женщина должна рожать в условиях абсолютной безопасности, доброго и участливого отношения к ней медперсонала.

10. Ковалевская Альбина, Москва: Скажите, а на что стоит обратить внимание при заключении договора с роддомом? Я буду рожать первый раз. Дома рожать боюсь, не за себя, а просто боюсь, что понадобится помощь ребенку, ее не сможет быстро оказать акушерка, а я потом буду всю жизнь себя корить, что не подстраховалась. Но хочется и в роддом идти не наобум, а с вопросами. Спасибо.

Ираида Сидорова: Ваши опасения рожать дома вполне обоснованны. И совершенно правильно вы боитесь за здоровье ребенка, и что просто акушерка со средним образованием не может оказать полную и необходимую акушерскую помощь. Неквалифицированная помощь в родах, когда ребенок родится в асфиксии, обернется и инвалидностью, или так называемой «минимальной дисфункцией мозга». Это означает, что когда начнется систематическое обучение в школе, начнутся проблемы с усвоением школьного материала, памятью и другие трудности обучения.

Не бойтесь родильного дома. Как правило, там работают добрые и участливые сотрудники. Роддом — особое учреждение. После родов вы уже не просто женщина, а мать, а ваш муж — отец, а ваши родственники — свекровь или теща — бабушка и дедушка. Рождение ребенка все изменяет. Но радость материнства приходит только с рождением здорового ребенка.

Подумайте только, ваше легкомыслие может обернуться трагедией. Не только для ребенка, для вас, но и для всей вашей семьи. На все ваши вопросы врач женской консультации или родильного дома ответит, даст совет, но это не будет советом рожать дома. Свобода человека заключается не в том, чтобы выбрать место, где он будет рожать, а понять, что этот самый важный момент вашей жизни должен проходить в условиях безопасности, в первую очередь для ребенка.

Вероника Маслова: Мне хотелось бы посоветовать вам задавать вопросы врачам роддомов относительно возможности рожать самой, при минимальном количестве вмешательств, возможности инстинктивно принимать любые позы в период схваток, возможности быстро согреться после рождения ребенка и плаценты, возможности пребывать с ребенком безраздельно, не только в первый час после родов, но и весь послеродовой период.

11. Лежнина Мария, Москва: Входит ли в программу обучения врачей рассмотрение такого тонкого аспекта родов, как формирование связи «мать-дитя»? Знают ли они о невероятно губительных последствиях стимуляции, нарушающей выработку естественного окситоцина (гормона любви), о проблемах раздельного пребывания ребенка и матери в первые часы и дни после родов? Врачи не только не несут за это ответственности, но даже чисто по-человечески не стараются наладить эту связь, не заморачиваются насчет столь «тонких» материй. Наши вторые роды дома в этом отношении были идеальными, а действия акушеров — безупречными.

Ираида Сидорова: Квалифицированная помощь заключается, прежде всего, в сохранении физиологического течения процесса родов. Я уже сказала, что хороший врач не должен вмешиваться в процесс родов без необходимости. Родостимуляция применяется только, если возникает слабость родовой деятельности.

Но иногда очень трудно дифференцировать слабость от дискоординации. Последняя отличается резкой болезненностью схваток, затруднением раскрытия шейки матки и продвижения плода. Поэтому программа обучения врачей, в том числе последипломного обучения на циклах усовершенствования и повышения квалификации, особое внимание уделяет вопросам коррекции родовой деятельности, подчеркивает риск, не показанный родостимулицией.

Вы, наверное, знаете, что уже много лет практически во всех роддомах существует совместное пребывание родильницы и новорожденного. Именно потому, что между и ребенком должна продолжиться эта связь, которая возникла внутриутробно. Необходимо также сохранять грудное вскармливание и постоянное общение матери и новорожденного, которое сближает их и делает их связь неразрывной на протяжении всей жизни. Для ребенка мать остается на всю жизнь самым близким человеком, а для матери дороже ребенка нет ничего на свете. Но при чем тут домашние роды?

Вероника Маслова: Я окончила мединститут 14 лет назад, в то время ни о физиологии нормальных родов, ни о формировании связи мать-дитя врачам не преподавалось. Существуют рекомендации ВОЗ, согласно которым мать и дитя можно разлучать лишь в крайних случае, а все необходимые осмотры нужно проводить, когда ребенок находится в тесном контакте с матерью.

По той же причине, чтобы установилась прочная связь мать-дитя, нужно свести к минимуму употребление седативных наркотических средств и других вмешательств, затрудняющих этот контакт и мешающих началу грудного вскармливания. Мало кто из врачей акушеров-гинекологов понимает, насколько важны именно первые минуты, насколько важно не разлучать мать и ребенка в течение первого часа. Последствия первого часа после родов могут сказываться десятилетиями.

К сожалению, мы в этом плане — отсталая страна. На вопрос сотрудникам одного из подмосковных роддомов, соблюдаются ли у них рекомендации ВОЗ, родителям был ответ: у вас ВОЗ, а у нас — инструкция главврача. Однако родителям нужно помнить, что у них есть все права для того, чтобы не разлучаться с ребенком после родов.

Ираида Сидорова: Уже много десятилетий существует несколько принципиально предположений. В акушерстве применяют так мало лекарств, как это возможно, а седативные препараты применяют только при тяжелых осложнениях — артериальная гипертензия, гестоз и другие.

Сразу после рождения ребенка, еще до отделения плаценты и до пересечения пуповины, его прикладывают к груди матери, чтобы было соприкосновение матери и новорожденного, чтобы ребенок ощутил тепло матери, ее руки, запах, и получил первые порции т.наз. «молозива» (не молока), в котором находится иммунная защита от инфекций. И все последующие дни после родов мать и ребенок находятся вместе. За исключением тех ситуаций, когда здоровье матери или ребенка не позволяют осуществить это.

В институте будущих врачей обучают ведению нормальных родов, подчеркивая ту тесную неразрывную связь, которая возникает при внутриутробном развитии ребенка. Существует понятие системы мать-плацента-плод, она формируется с ранних сроков беременности и не прерывается до ее конца.

12. Екатерина, Москва: Почему в российской гинекологии не ждут естественных схваток, а часто, когда приходит календарный срок, стимулируют? Так ли уж необходимы все эти медицинские вмешательства, которые очень многих мам отталкивают от роддомов? Почему дома, как кажется, не прокалывают пузырь, не вводят какие-то медикаменты, ждут, когда схватки сами начнутся? Единственное, что я слышала, это о случаях разрывов, а вот разрезать (в смысле эпизиотомии) никого не разрезали (это из опыта моих рожавших дома знакомых). Спасибо.

Ираида Сидорова: Срок внутриутробного развития ребенка составляет 280 дней, 40 недель. После чего вступают в силу генетически запрограммированные факторы, которые вызывают автоматизм схваток. То есть роды. Если по каким-либо причинам этого не происходит, то есть наступает перенашивание беременности, это становится опасным для плода, потому что происходит процесс старения плаценты, снижения кровоснабжения плода. И поэтому нужно вызывать искусственно процесс возбуждения родовой деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что перенашивание беременности — это патология, поэтому врачи вынуждены искусственно вызывать роды. То же самое касается вскрытия плодного пузыря — амнеотомия. Ее производят только по строгим показаниям. То же касается и рассечения промежности. Могут иметь место такие анатомические изменения, которые затрудняют выведение головки, это тоже акушерская помощь. Поверьте, что все эти медвмешательства производят только в интересах матери и плода.

Вероника Маслова: Мы мало думаем о долговременных последствиях того, что с нами происходит в родах. Французский акушер-гинеколог Мишель Оден в своем банке данных о первичном здоровье собрал сотню работ, свидетельствующих о том, что стимуляция в родах является риском возникновения у людей в последующем психических расстройств, в частности аутизма, склонности к суициду. Мы не можем замалчивать эти сведения, если они волнуют нас, почему мы ничего не делаем для того, чтобы вмешательств стало меньше, если не волнует, то почему мы акушеры?

13. Екатерина, Москва: 1.Могу ли я приехать в роддом со своей акушеркой? Должно ли это как-то оформляться? 2. В случае родов дома несет ли юридическую ответственность акушерка, если возникли осложнения, вплоть до летального исхода? 3. Если ребенок родился в домашних условиях, какова процедура регистрации его в поликлинике по месту фактического проживания? Насколько реально отказаться от прививки в роддоме, от лекарств, которые настоятельно рекомендуют давать малышу? Права матери в этих случаях?

Ирина Петрова: 1. Ст. 30 п. 12 Основы законодательства об охране здоровья граждан — говорится о праве допуска к пациенту его законным представителям. Согласно нормам закона, ими могут быть в том числе любой гражданин, имеющий на то нотариально заверенное заявление самого пациента. Таким образом, это может быть и акушерка.

2. Конечно, может наступить и уголовная ответственность, но лишь на основе заключения проведенной экспертизы, в том числе и независимой.

3. Там, где встречаются два равных риска или практически равных, за пациентом оставлено право согласия оили отказа от медвмешательства. Как известно, согласно нормам действующего закона РФ о вакцинопрофилактике такой отказ не является основанием запрета на пребывание даже в дошкольных учреждениях. Мать как законный представитель ребенка обладает всеми 13-ю правами пациента, законодательно закрепленными.

Ираида Сидорова: В родильном доме на все инъекции, манипуляции женщина должна дать информированное согласие. И поэтому насильно делать операцию или любую медицинскую манипуляцию не будут, в том числе и операцию кесарева сечения.

Ирина Петрова: Да, конечно, есть право пациента на допуск к нему любого представителя, но лечебное учреждение вправе регулировать это следующими документами: приказ Минздрава от 1984 года № 1072 «О работе лечебно-профилактического учреждения», а также собственным документом Положения о допуске законного представителя, разрабатываемого учреждением.

14. Александр, Москва: Наблюдая за дискуссией, становится понятно, что участники — И.Сидорова и В. Маслова следуют только выбранной однажды линии — рожать дома или в Роддоме. Скажите, а существуют ли для вас в принципе ситуации, при которых одна согласилась бы рожать дома, а другая в роддоме (я не имею в виду критических случаев, быстрых родов, и т.д.).

Ираида Сидорова: Конечно, существуют ситуации, когда транспортировка в роддом невозможна, и приходится оказывать помощь на дому. В том числе принимать роды. Возможно, наступит время, когда у абсолютно здоровых женщин можно будет вести роды дома при условии возможности оказания любой помощи и матери, и новорожденному. Но это редкие ситуации.

В настоящее время более реально говорить о том, что в родильном доме риск осложнений сводится к минимальному, в том числе и инфекционных осложнений. Я не придерживаюсь абсолютно категорического мнения, что рожать дома нельзя. Просто нужно понимать, что роды в домашних условиях могут представлять очень высокий риск. Зачем же рисковать жизнью ребенка. Из-за вашего незнания или капризов или другой мотивации.

В настоящее время домой приглашают, как правило, акушерок или врачей с недостаточными знаниями. И когда возникают разбирательства, все, как правило, ото всего отказываются. Квалифицированный врач вряд ли согласится принимать роды в домашних условиях.

Вероника Маслова: Как семейный врач, я не являюсь категорическим сторонником домашних родов во всех абсолютно ситуациях. И конечно, я обязательно обратилась бы в выбранной мной роддом, если бы роды начались раньше 36-й недели, если бы у меня возникло кровотечение, если бы у меня было повышенное артериальное давление выше допустимых цифр, был белок в моче и выраженные отеки. Если бы мой ребенок лежал косо или в поперечном положении, когда роды естественным путем невозможны. Если бы в родах отошли мекониальные воды, если бы страдало сердцебиение ребенка, если бы роде протекали слишком долго без видимого продвижения малыша.

Поэтому очень важно, чтобы за вами как в период беременности, так и во время родов наблюдал квалифицированный специалист-акушер. Роддом и вообще больница специально предназначена и оборудована для решения вопросов, связанных с осложнениями и патологиями. В случае возникновения таковых я обратилась бы именно в роддом.

Ираида Сидорова: Следует добавить — тазовое предлежание, многоплодную беременность, плацентарную недостаточность, многоводие и маловодие, различные экстрогенетальные заболевания, миому матки, рубец на матке, и еще десятки различных заболеваний и состояний. К 30 годам у женщины, как правило, имеется 2-3 хронических заболевания. Живите с наименьшим риском, и рожайте в самых оптимальных условиях. И эти условия созданы в родильных домах.

Завершающее слово:

Ирина Петрова: Приоритетная задача: необходимо сравнивать риски традиционного и доморождения. Второе: не должно быть противопоставления одного профессионала другому, они должны действовать в логике дополнения, а противопоставлять мы себя должны непрофессионалам, шарлатанам. И последнее: мы должны отчетливо понимать, что здесь возникают две формы ответственности, потому что речь идет не только о матери, но и ребенке. Определение безопасности правового статуса матери и ребенка — в отчетливой разработке соответствующих нормативных положений.

Вероника Маслова: Думаю, что пришло время собирать камни и наводить мосты. Думаю, что пришло время диалога и сотрудничества. Специалисты в области клинического акушерства в ближайшее время будут и уже начали сотрудничать с теми, кто имеет опыт родов во внебольничных условиях. Тем самым мы приближаемся к опыту цивилизованных развитых стран. Еще пришло время, когда нужно принимать во внимание не мнения, не эмоции, не только опыт отдельных специалистов. Нужно принимать во внимание данные научных исследований по всему миру. Источники подобной информации я здесь привожу.

Читайте, уважаемые родители, задавайте вопросы, осознанно выбирайте профессионалов, которые вам будут помогать. Я желаю вам легких, безопасных родов. От того, насколько мы будем следовать физиологии, зависит выполнение президентской демографической программы, потому что женщина, рожавшая легко и без осложнений, с охотой и вскорости рожает еще и еще. Нам только нужно следить за новейшими данными в области науки о физиологии человека.

Ираида Сидорова: Не стала бы сравнивать человека с животным миром. Так, в животном мире роды происходят в каком-то тайном уголке, без всякой помощи. Женщине всегда нужна помощь. Так, в акушерстве существует такое понятие — «акушер должен много знать, чтобы мало делать». Квалифицированный врач никогда не вмешивается в процесс физиологического течения родов, если в этом нет необходимости. В этом и заключается его профессионализм. Навряд ли присутствующий на родах муж и близкие родственники могут быть беспристрастны и спокойны. В том-то и смысл, что в самые трудные моменты жизни супруги вместе. И муж помогает советом, участием и своей любовью. Что касается любви к будущему ребенку, то она появляется с самых ранних сроков беременности.

Ираида Сидорова,
Вероника Маслова,
Ирина Петрова
http://www.rian.ru/

About the Author

WildWeb

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru