Сочи.MD — акушер-гинеколог онлайн


…поместил Я его [человека] каплей в утробе матери,
потом создал из капли сгусток крови,
и создал из сгустка крови кусок мяса,
создал из этого куска кости и облек кости мясом,
потом Я превратил его в другое творение,
— благословен Бог, лучший из творцов!
Коран, Сура 23, стих 12-14

С чего начинается беременность для будущей мамы? С первого
УЗИ , подтвердившего наличие беременности. Не только потому, что лучше раз увидеть, чем сто раз услышать от участкового врача и не лишь затем, чтобы украсить семейный альбом изображением плодного яйца в полости матки (хотя и в этом благе цивилизации на сегодняшний день отказать себе трудно!) Есть еще множество причин, которые обязывают нас — врачей и пациенток — к ультразвуковому исследованию при задержке менструации и начальных симптомах беременности раннего срока (БРС). Основные из них таковы:

• необходимо точно знать, что беременность — маточная;
• необходимо исключить пузырный занос (опасное заболевание, при котором отмечаются все клинические и лабораторные признаки беременности);
• при подтверждении беременности необходимо уточнить качество гестационного процесса, при патологическом течении беременности — своевременно выявить сущность проблемы для раннего начала лечения;
• УЗИ поможет уточнить срок беременности — эта информация будет полезна до самых родов;
• и, наконец, если есть задержка менструации, но беременность не обнаружена, УЗИ поможет выявить возможное гинекологическое заболевание или функциональное состояние, симптомом которого явилась задержка месячных или изменение самочувствия.

Критики применения ультразвуковой диагностики при БРС не располагают столь убедительными доводами в защиту своей позиции. С полезностью проведения УЗИ БРС мы разобрались выше, а положение о возможном вреде, якобы причиняемым ультразвуком живым тканям, в достаточной мере опровергнут многочисленными экспериментами на зародышах животных и клиническими наблюдениями. Безопасность медицинского ультразвука доказана и отражена в международных документах. Хотя в литературе можно встретить рекомендации по сокращению продолжительности каждого исследования БРС до минимально возможных пределов, эти рекомендации носят скорее этический характер, отдающий дань настороженному отношению некоторых пациенток к УЗИ БРС.
Что может ультразвук при БРС и чего не может?
Регистрация наличия маточной беременности при помощи современного УЗ-сканера, оснащенного трансвагинальным трансдьюссером (датчиком) возможна в сроке 2,5-3 недели от зачатия, что соответствует задержке месячных в 3-5 дней. Кстати говоря, для обозначения
срока беременности эмбриологическим сроком беременности , то есть счетом времени, прошедшим от предполагаемого слияния половых клеток. Между тем как в «большом» акушерстве отсчет срока беременности принято вести от первого дня последней менструации (
акушерский срок беременности ), что иногда является источником путаницы. Для «конвертации» эмбриологического гестационного возраста в акушерский срок беременности достаточно прибавить к первому 2-2,5 недели.

Таким образом, именно в сроке 2,5-3 н.б. бластоциста, завершив процесс имплантации в слизистую оболочку одной из стенок матки, становится доступной для исследования. С этого момента она называется плодным яйцом (более правильное название — эмбриональная камера) и выглядит как эхонегативное (т.е. не отражающее ультразвуковых волн, на экране — предельно темное) округлое или каплевидное образование, окруженное тонкой оболочкой, 4-5 мм в диаметре. Плодное яйцо выглядит как однородная жидкость, эмбрион и внезародышевые органы имеют еще микроскопическое строение, локализованы пристеночно и не видны при помощи ультразвука. Плодное яйцо чаще всего прикреплено в области одного из трубных углов матки (чаще-правого). Встречаются и другие локализации плодного яйца, например, проксимальное положение («низкое», ближе к перешейку). Это не является патологическим признаком и не говорит о плохом прогнозе беременности. Так бывает тогда, когда бластоциста имплантировалась в матку не сразу по выходе из маточной трубы, а перемещалась в полости матки еще в течение нескольких дней.

Что делать, если есть задержка менструации и другие признаки беременности, а при УЗИ в матке не обнаружено плодного яйца? Необходимо повторить исследование через одну-две недели для того, чтобы искомое плодное яйцо увеличилось в размерах достаточно для беспроблемной визуализации (видения, различения). Если повторное исследование не принесло результата — нужно дальнейшее обследование, целью которого будет исключение возможной внематочной беременности. При помощи одного лишь УЗИ установить диагноз внематочной беременности, к сожалению, невозможно, но заподозрить — можно.

Иногда повторное исследование бывает необходимо тогда, когда в полости матки выявляется округлое жидкостное образование, но есть лабораторные и клинические данные, позволяющие усомниться в наличии беременности. Округлое жидкостное образование может оказаться железистым полипом, наботовой кистой и даже небольшим миоматозным узелком, выдающимся в полость матки. Именно поэтому УЗИ БРС (как, впрочем, и любого другого срока) лучше проходить в учреждении, специализирующемся на работе с беременными — ЖК, родильном доме, перинатальном центре — где врач-эхоскопист обладает знаниями по физиологии и патологии женской половой сферы, акушерству и прикладной эмбриологии. Учреждения, оказывающие услуги по типу «УЗИ всего и вся» обречены на большую долю диагностических неудач в своей работе.

Но вот все позади и плодное яйцо в полости матки растет не по дням, а по часам. К четырем неделям беремености средний диаметр плодого яйца достигает 17-20 мм. Плодное яйцо меняет конфигурацию, принимая форму полости матки и уже не круглое, а овальное. Размеры матки при этом незначительно увеличиваются, часто проявляется ассиметрия стенок матки — одна стенка становится толще другой. Эмбрион по-прежнему не визуализируется, но хорошо заметен желточный мешок — временное образование, хранящее запас питательных веществ для эмбриона, который сам еще не виден, а появится на экране в виде отдельного образования только лишь в 5 недель берменности. Эмбрион на 5-недельном сроке различим в виде продолговатого объекта длиной в несколько мм, к внутренней поверхности плодного яйца идет амниотическая ножка — будущая пуповина. Именно благодаря ей эмбриончик меняет пристеночное расположение на «свободное плавание» в жидкости эмбриональной камеры.

Кстати, эмбриончик или два? Или больше? Вопрос, мягко говоря, волнующий, но при 5-недельной беременности уже вполне разрешимый.
Двойни бывают разными и определяющим признаком в дифференцировке вида двоен является количество и строение амниотических оболочек и хориона — будущей плаценты.

Если к слизистой оболочке матки прикрепляется бластоциста, несущая в себе два эмбриона (причины дополнительного удвоения зародышевого материала еще не до конца выяснены) — формируется
монохориальная («однояйцевая») двойня . Для детей из такой двойни характерен феномен близнецовости — полной идентичности хромосомного набора. Детишки из м-двойни всегда однополые и похожи друг на друга, как две капли воды.

Если перед зачатием овулирует не один фоликул, а два (чаще — в разных яичниках) — происходит слияние не одной, а двух пар половых клеток с формированием двух бластоцист, которые в процессе имплантации формируют два плодных яйца с двумя эмбрионами. Такая двойня называется
бихориальной или дихориальной («разнояйцевой») двойней . Дети, родившиеся от беременности би-двойней — не близнецы. Такой вариант формирования двойни — преимущественный: бихориальными являются около 70% двоен.

Каков же механизм формирования троен и других многоплодных беременностей? Самый различный. Количество амниотических оболочек и хорионов может варьировать самым причудливым образом. Напримет, тройня может состоять из двух эмбриончиков-близнецов и одного не-близнеца, также воможны любые другие варианты. Кстати говоря, именно при УЗИ БРС открываются широкие возможности дифференциации типа двойни. На больших сроках беременности, когда эмбриональные камеры выполнят всю полость матки и будут располагаться компактно, решение этой диагностической задачи будет сопряжено уже с более значительными трудностями.

Есть еще один важный момент. Двойни, о которых мы говорили раньше, были би(ди)амниотическими — то есть каждый эмбрион находился в собственной эмбриональной камере. Возможен (хотя, по счастью, довольно редок) другой вариант — монамниотическая монохориальная двойня, когда два эмбриона не разделены межамниотической перегородкой. Это заведомо патологический вариант течения гестационного процесса. Такие эмбриончики очень часто бывают генетически неполноценными, кроме того, близкое их интимное соседство открывает широкие возможности для формирования сросшейся двойни («сиамских близнецов»). Такая беременность безусловно подлежит прерыванию на возможно раннем сроке. Стоит ли говорить, что именно возможностям медицинской эхоскопии человечество обязано предотвращением многих человеческих катастроф подобного рода.

Би-двойни имеют еще одну отличительную особенность: раз такая двойня является следствием овуляции двух фолликулов, стало быть, в яичниках исследователь найдет не одно, а два желтых тела. Что же такое желтое тело?
Желтое тело — это провизорный (временный) гормональный орган, возникающий в яичнике на месте овулировавшего фолликула. При УЗИ он виден в качестве небольшого неоднородного округлого мягкотканного образования. ЖТ является источником важнейшего гормона беременности — прогестерона. Попытки применить описательные характеристики УЗ-изображения ЖТ для диагностики прогестероновой недостаточности не оправдали себя. Для диагностики этой недостаточности есть иные признаки — клинические, лабораторные и ультразвуковые — нежели «недостаточные размеры» желтого тела или «
отсутствие желтого тела » (последнее, кстати говоря, возможно только при непорочном зачатии).

Неисякаемым источником сомнений и недоумений врачей и пациенток являются
кисты желтого тела . Желтое тело постоянно вырабатывает небольшие количества жидкости, которые частично (или полностью) резорбируются мелкими кровеносными сосудами яичника, а частично остаются внутри яичника с формированием кисты (от греческого корня «cyst» — «пузырек»). Киста ЖТ никогда не достигает больших размеров и полностью рассасывается к 10-15 неделе беременности, синхронно с регрессом самого желтого тела. Наличие кисты ЖТ не является признаком осложненного течения беременности и ни лечения, ни даже динамического наблюдения. Иногда при наличии такой кисты будущая мама может испытывать нерезкие боли в низу живота, которые иногда ошибочно принимают за симптом угрожающего выкидыша («угрозы»).
угрожающего выкидыша ? Бывают, но сначала определимся с тем, что такое выкидыш и как он происходит.

Выкидыш можно в упрощенном виде представить как сокращения миометрия (мышцы матки), вызывающие ослоение плодного яйца от внутренней стенки матки и изгнание его из полости матки. Соответственно фазе этого процесса, самопроизвольный выкидыш бывает угрожающим, начавшимся, «в ходу» и свершившимся. Нетрудно догадаться, что УЗ-признаком угрожающего аборта прежде всего будут признаки избыточного напряжения (гипертонуса или просто «тонуса») маточного мускула. Признаки эти следующие:

• утолщение одной из стенок матки (чаще — передней). Причины утолщения понять несложно — вспомним, например, как выглядит напряженный бицепс в сравнении с расслабленным. Этот УЗ-признак достаточно обманчив — о физиологической ассиметрии маточных стенок при БРС мы уже говорили выше. Кроме того, давление вагинального датчика на область перешейка матки может спровоцировать непродолжительное и безобидное сокращение матки, которое может быть интерпретировано как признак угрожающего выкидыша. Для того, чтобы отличить зону длительного гипертонуса от кратковременного маточного сокращения, можно продолжить исследование при помощи трансабдоминального («обычного») датчика с пустым мочевым пузырем. Кратковременный тонус скоро исчезнет, чего нельзя сказать о длительно существующем застойном гипертонусе.

• утолщенный миометрий меняет конфигурацию плодного яйца, делая ее ладьевидной или каплеобразной, иногда изменяется и наружный контур матки (сократившийся участок миометрия возвышается над ровным контуром матки)

• наиболее неблагоприятный признак угрожающего и начавшегося выкидыша — обнаружение в полости матки рядом с плодным яйцом небольшого количества излившейся крови —
субхориальная гематома (гравидарная гематометра). Источник этой крови — мелкие сосуды, разрушенные самим же плодным яйцом при инвазии в стенку матки. Опасность состоит в том, что гематома, увеличиваясь в размерах, может оказать давление на плодное яйцо и спровоцировать утерю связи меж ним и стенкой матки. При помощи УЗИ можно оценить локализацию и объем гравидарной гематометры, давность процесса и наличие тенденции к прогрессированию. Таким образом, ультразвук незаменим для уточнения причин болей и кровянистых выделений при беременности и в распознавании типа угрожающего выкидыша (лечебная тактика при гипертонусе матки с гематомой и без нее будет разной и даже взаимоисключающей). Хотя абсолютизация ультразвуковых данных тоже не пойдет на пользу пациенткам и сведения о «
гипертонусе матки » при отсутствии болей в низу живота, кровянистых выделений и других признаков угрожающего выкидыша нужно истолковать как чисто аппаратный феномен. В распространившемся жаргонизме: «угроза по УЗИ» содержится не более смысла, чем, например, во фразе: «головная боль по анализу мочи».

А бывает самопрозвольный выкидыш без болей и гипертонуса? К сожалению, бывает. Речь в этом случае идет о несостоявшемся выкидыше (более известном под названиями «
анэмбриония «, «
неразвивающаяся беременность замершая беременность «). Речь в этих случаях идет о прекращении жизнедеятельности эмбриона при отсутствии сократительной деятельности матки, которая могла бы быть направлена на изгнание нежизнеспособного плодного яйца из ее полости.
При анэмбрионии при УЗИ на 5 н.б. не удается визуализировать эмбриона или всех элементов эмбрионального комплекса. Это, безусловно, не означает, что плодное яйцо исходно было «пустым», просто развитие зародыша прекратилось до того, как эмбрион достиг размеров в 1-2 мм. Чтобы преодолеть возможность диагностической ошибки в определении анэмбрионии, иногда бывает нужно назначить повторное исследование с интервалом в неделю, дабы увеличившийся в размерах эмбрион был отчетливо виден (например, при короткой амниотической ножке и пристеночном расположении эмбриона). При истинной анэибрионии плодное яйцо может расти (что объясняется накоплением жидкости в нем), но изображения эмбриона получить по-прежнему не удастся.

Особый случай анэмбрионии — анэмбриония одного из плодных яиц при двойне. Такая ситуация называется
биамниотической монэмбриональной беременностью или несостоявшейся двойней . В этом случае описанная выше катастрофа постигает один из эмбрионов, другой же развивается нормально. «Пустая» амниотическая полость визуализируется рядом с нормальной, затем, по мере роста плодного яйца, серповидно огибает изображение нормальной амниотической полости до тех пор, пока не сливается полностью с нею. Иногда признаки несостоявшейся двойни сохраняются длительно и описываются как «двойной контур плодного яйца» или «амниотическая нить в полости матки». Эти УЗ-феномены не тягощают течения прогрессирующей одноплодной беременности.
Замершая беременность

— это несостоявшаяся выкидыш в сроке 5 и более недель. Отличие от анэмбрионии состоит лишь в том, что эмбриональный комплекс виден, но виден как несколько слабодифференцируемых линейных объектов, лишенных признаков жизнедеятельности — сердцебиения и двигательной активности, присущих нормальному эмбриончику при прогрессирующей беременности.

Нормальный же эмбриончик достигает размеров 7-8 мм при 5-недельной беременности, 12-13 мм — при 6-недельной и 18-19 мм — при 7 недельной беременности. «Рост» эмбриона называется копчико-томенным размером (КТР). Параллельно нарастает и «окружность талии» эмбриончика — от 2-3 мм до 6-8 за описанный промежуток времени. Начиная от 5 недели определяется «пульсация эмбриона» — видны сердечные сокращения, но еще невозможно различить на экране самого сердца. Частота этих сокращений от 120-130 уд/мин на 5-6 н.б. до 200 уд/мин к 7-8 н.б. Иногда при УЗИ удается наблюдать разгибательные движения эмбриона.

К 5 неделе от зачатия удается отличить головной конец от тазового, к 6 неделе заметны бугорки на месте будущих конечностей. Внутренние органы будущего плода еще формируются и будут видны после 8 н.б., к концу 7 недели видны формирующийся позвоночник и кости черепа. Эмбриончик бодр, очень фотогеничен, полон сил и ждет следующей встречи с мамой, которая состоится в кабинете УЗ-диагностики в сроке 10-14 акушерских недель (то есть 8-12 нед от зачатия). Об этой встрече мы тоже подробно расскажем. Впереди эмбриончик поджидает еще много опасностей, но при помощи мамы, врача и, конечно, медицинского ультразвука он благополучно минует все напасти, скоро получит повышение — станет уже не эмбрионом, а Плодом, а вскоре — и новорожденным. Так что — до следующей встречи в кабинете УЗД!

About the Author

WildWeb

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru